Детский сад № 15 г. Й

Проектная деятельность в ДОУ

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000032303 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000032287

Проектная деятельность в ДОУ.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»

Конфуций

Аннотация. В данной статье раскрывается проектная деятельность в детских дошкольных учреждениях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта России на примере проектов для старших дошкольников «Планета Земля» и совместного проекта детей и взрослых «Моя Йошкар-Ола».

Перейдя на федеральный государственный образовательный стандарт педагоги по-новому строят рабочую образовательную программу и планируют образовательную деятельность в группе детей.

В соответствие со стандартом идёт сотрудничество детей и взрослых, ребёнок стал полноценным участником образовательных отношений. В большей степени вовлечённость ребёнка в образовательный процесс, как субъект отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, реализуется через проектную деятельность. Проект может преследовать следующие цели: развивающую, дидактическую, воспитательную. Развивающая цель направлена на положительные изменения психического или физического развития ребёнка. Дидактическая или обучающая цель ориентирована на формирование знаний, навыков и умений. Воспитательная цель ведёт к формированию отношений, ценностей, привычек, личностных черт. Часто цели проекта дополняют друг друга.

По продолжительности проекты бывают краткосрочные (до нескольких дней), средне срочные (до нескольких недель), долгосрочные (до нескольких месяцев). Участниками проекта являются непосредственные исполнители проектной идеи на каждом этапе проекта. Количество участников зависит от специфики проекта. К целевой группе проекта относятся люди, для которых задуман проект. Если проект изготовлен взрослым человеком для детей, то целевой группой будут дети, если проект совместный, то целевая группа может быть расширена и составлять как детскую аудиторию, так и взрослую.

По выполнению проекты условно можно разделить на три группы:

  1. Проект изготовленный и реализованный взрослым для детей. Как правило такой проект носит информативный характер и глубоко раскрывает заданную тему. После знакомства с проектом предполагается самостоятельная или совместная деятельность детей по подведению итогов или выполнению задания, обозначенного в проекте.

  2. Совместный проект взрослого и ребёнка предполагает взаимодействие не только с воспитателями группы, но и с родителями. Родители непосредственно вовлекаются в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов.

  3. Детский проект — самостоятельный проект ребёнка, но в дошкольном возрасте ребёнку сложно самостоятельно, без помощи взрослого, придумать и реализовать проект. Таким образом возрастная адекватность дошкольного образования не позволяет рассматривать самостоятельный детский проект в ДОУ.

Остановимся подробно на первых двух проектах, рассмотрим черты их объединяющие и отличающие.

Каждый проект состоит из пяти основных частей. Воспитатель вместе с ребятами для каждого этапа определяет примерные сроки.

Первая часть проекта — эта проблема. В первой части проекта следует указать ожидаемые результаты, связанные с целью проекта. Результаты и цель проекта не тождественны. Цель проекта — это продукт, а результаты отражаются в позитивных изменениях, произошедших в людях, составляющих целевую группу.

В первой части проекта необходимо умение ставить цель и осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний. Поэтому проблему, в большинстве случаев ставит руководитель проекта, если проблема не обозначилась невзначай при решении других задач. По видам деятельности можно выделить две темы — метаморфическую и описательную. Преимуществом метаморфической темы является яркость и образность; сильная сторона описательной темы — простота, раскрывается вид деятельности участников проекта и предполагаемый результат работы. Главные требования, предъявляемые к темам — это точность, лаконичность, правильное стилевое оформление. Заинтересовать дошкольников может только понятная им тема!

Вторая часть проекта — это собственно проектирование или планирование предстоящей работы. Описание проблемной ситуации, заданной в проекте, должно быть аргументированным и доказательным. Главный вопрос этой части: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

К третьей части проекта относят поиск информации. Здесь необходимо умение придумывать и излагать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Необходимо умение находить недостающую информацию в информационном поле, запрашивать необходимую информацию у эксперта (родителя, воспитателя, музейного работника, библиотекаря), находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Четвёртая часть — продукт, практическая деятельность. Ребятам предлагается условно самостоятельная деятельность, эксперименты которыми они могут заняться и в детском саду, и дома.

Заключительная часть проекта — презентация, оформление проекта. Дети и взрослые совместно готовят презентацию в виде игры, творческого представления, показа слайдов, альбомов, книг, журналов, газет.

Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии ДОУ или иной организации.

По доминирующиму методу бывают следующие типы проектов:

исследовательский, предполагающий результаты проводимых детьми и взрослым опытов оформлять в виде альбомов, стенгазет, книг и т.п.;

информационный, в процессе которого дети реализуют собранную ими информацию, ориентируясь на собственные интересы;

творческий может оформляться, после реализации, в виде детского праздника, развлечения;

игровой (приключенческий), когда дети решают поставленные задачи во время творческих игр, в образе персонажей сказок;

практико-ориентированный, предполагающий реальный результат работы, проект носит прикладной характер.

При выборе темы проекта необходимо выявить интересующие детей моменты и попытаться раскрыть их в проекте. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Прежде чем приступить к проекту необходимо глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Важно заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом следует поддерживать детскую инициативу, тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В течении всей работы над проектом соблюдать принцип последовательности и регулярности, создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Дабы не быть голословной приведу пример проекта для детей и совместного с детьми и родителями проекта. Проект «Планета Земля» разработан для обобщения и углубления полученных старшими дошкольниками знаний об окружающем мире посредством инфорационно-компьютерных технологий. При реализации данного проекта ставились следующие задачи: расширить представление детей о месте нашей планеты в ближайшем космическом пространстве, дать представление о некоторых небесных телах; более подробно рассказать о рельефе нашей планеты: равнинах, холмах и горах; особое внимание уделить пустыням, и ледяным, и знойным. Познакомить детей с обитателями пустынь; углубить знания детей о морях и океанах нашей планеты и их обитателях; обобщить знания детей о лесах и их обитателях. Тип проекта — информационный (практико-ориентированный), долгосрочный (реализуется в течении года), интегрированный

В результате реализации проекта в подготовительной к школе группе детей 6 - 7 лет, получены следующие результаты: кругозор и интересы детей заметно расширились, дети пытаются самостоятельно придумывать объяснения тем или иным явлениям, интересуются причинно-следственными связями; склонны наблюдать, экспериментировать. Дошкольники проявляют любознательность, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных мероприятиях. Дети после занятия, приносили рисунки, аппликации, поделки по теме занятий из дома.

Таким образом, проект способствует взаимодействию ребёнка с другими детьми, с родителями в процессе познания мира, помогает детям делать умозаключения, пытаться высказывать и аргументировать собственные суждения. К сильным сторонам проекта относится развитие кругозора, интересов детей, коммуникативных качеств ребёнка. Слабая сторона проекта в том, что в момент реализации проекта некоторые дети являлись пассивными наблюдателями, не вступали в дискуссию.

В качестве совместного проекта воспитателя, детей и родителей рассмотрим проект по нравственно-патриотическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром «Моя Йошкар-Ола», ориентированный на детей подготовительной к школе группы 6-7 лет. Причины возникновения проекта — интерес детей к истории и достопримечательностям города Йошкар-Олы.

На начальном этапе проекта перед детьми была поставлена проблема: что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать? Целью проекта является обогащение и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе. При реализации проекта перед педагогом, детьми и родителями стояли следующие задачи: обогатить знания детей об истории города, о её достопримечательностях; развивать любовь к родному городу, к его истории, воспитывать интерес к прошлому и настоящему; учить собирать и использовать материал по заданной теме; воспитывать в детях чувство патриотизма. Тип проекта — информационный (практико-ориентированный), исследовательский; среднесрочный; интегрированный; семейный.

В итоге реализации проекта в подготовительной к школе группе детей, получены следующие результаты: дети вместе с родителями и воспитателем совершили ряд экскурсий по улицам города Йошкар-Ола, посетили библиотеку и музей города, где узнали об истории возникновения и развитии нашего города в древности. Дети, совместно с родителями, фотографировали и оформляли в альбомы наиболее понравившиеся им места и достопримечательности Йошкар-Олы; продолжают интересоваться, собирать и делиться информацией о родном городе. К сильным сторонам проекта относится развитие кругозора, интересов детей, коммуникативных качеств ребёнка. К слабой стороне проекта относится желание некоторых родителей сделать работу за ребёнка, отстраняя ребёнка от участия в проекте.

Таким образом в ходе проектной деятельности реализуются все задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Кроме того ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

15 апреля 2017 в 08:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.